В Якутском педагогическом колледже завершилась стажировка педагогов родных языков коренных малочисленных народов Севера

Стажировка проходила в рамках проекта «Дети Арктики и Севера» по Государственной программе РС (Я) «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы».
Напомним, что в учебную программу стажировки были вовлечены не только преподаватели ЯПК, а также лекторы Якушкина М.С., д.п.н., зав. лабораторией Института управления образованием РАО (Санкт-Петербург), Петров А.А., д.ф.н., профессор ИНС РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург),Марфусалова В.П., к.п.н., доцент кафедры начального образования ПИ СВФУ, преподаватели методики обучения родным языкам ЯПК Никифорова Т.И., к.п.н., Сергеева С.М., Таркова А.П.
А языковые вебинары были проведены ведущими учеными – исследователями Булатовой Н.Я., к.ф.н., ведущего научного сотрудника Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург), Морозовой О.Н., к.ф.н., доцента Амурского госуниверситета (г. Благовещенск), Варламовым А.Н., д.ф.н,с.н.сИГИиПМНС СО РАН, Кузьминой Р.П., к.ф.н., с.н.с. ИГИиПМНС СО РАН, Нестеровой Е.В., к.ф.н., с.н.сИГИиПМНС СО РАН, Дьяконовой М.П., к.ф.н., н.с. ИГИиПМНС СО РАН, Прокопьевой А.Е., к.ф.н,н.с. ИГИиПМНС СО РАН, Кривошапкина Е.А., ст. преп. ИЯиКНСВ РФ СВФУ.
На закрытии приняли участие министр образования и науки РС(Я) Сивцев М. П., эксперты и лекторы – доктор филологических наук, профессор Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Петров А. А., специалист Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Лебедева Е. Г., а также Заслуженная артистка РС (Я), выпускница ЯПК Саина – Екатерина Аркадьевна Саввина- активный пропагандист творчества и культуры коренных народов Якутии.

В приветственном слове, министр науки и образования РС(Я) М. П. Сивцев поблагодарил организаторов стажировки – Якутский педагогический колледж, а также педагогов-участников стажировки, которые занимаются обучением детей на родном языке. Отметив, что это очень важное направление в образовательном процессе, которое нужно развивать и поддерживать. Также министр науки и образования РС(Я) добавил:
«К сожалению, на сегодняшний день есть тенденция снижения численности обучающихся, владеющих родным языком. Особо остро эта проблема стоит среди коренных малочисленных народов севера. В этом году благодаря совместной инициативе при поддержке министерства по развитию Арктики и делам народов Севера, министерства науки и образования РС(Я) реализована стажировочная программа педагогов родных языков коренных малочисленных народов. Эту практику мы будем продолжать. Считаю, что такие мероприятия способствуют объединению и выявляют имеющиеся проблемы, дают возможность работать точечно вместе над совершенствованием качества образования в нашей республике».
Лебедева Е.Г., специалист министерства по развитию Арктики и делам народов Севера, эксперт стажировки, также поблагодарила педагогический колледж за организацию данной стажировки. Екатерина Георгиевна отметила, что несмотря на пандемию, количество стажеров оказалось больше, чем планировалось, отметив также, что в ходе работы экспертной комиссии было заметно, что педагоги действительно обучались чему-то новому, особенно в части разработки мультимедийных проектов. Лебедева Е.Г. выразила надежду, на то, что работа таких эффективных стажировок будет продолжена.
Подводя итоги стажировочной площадки, директор Якутского педагогического колледжа Н.П. Мурукучаева отметила несколько ключевых вопросов и предложений:
«Как показала практика, проведение подобной стажировки было необходимо и актуально. Организаторы выполнили учебный план в полной мере, а слушатели освоили учебную программу на должном уровне. Согласно программе, стажеры прослушали теоретический курс, выполнили тестовые задания по теории и методике обучения и воспитания, северной филологии, информационных технологий обучения. А также поработали над собственными проектами – подготовили мультимедийные материалы для демонстрации на занятиях, защитив их перед экспертами, которые были приглашены из Министерства образования и науки РС (Я), Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера, Института национальных школ РС(Я), Арктического государственного института культуры и искусства, преподаватели ЯПК.
Также в ходе итоговой конференции свои отзывы по организации и проведению стажировки высказали сами участники стажировки.

Педагоги детского сада «Чипичикан» Оленекского национального эвенкийского улуса:
«Благодарим организаторов стажировки – администрацию, преподавателей ЯПК и лекторов за интересную и продуманную программу, а также за прекрасную возможность послушать лекции ведущих ученых, преподавателей методики обучения преподавания родных языков. Такие стажировки остро необходимы нашим педагогам для повышения профессионального мастерства».
Горохова Тамара Ивановна, учитель эвенского языка и литературы Оленегорской общеобразовательной школы Аллаиховского улуса:
«За многолетний педагогический стаж я впервые прошла подобную стажировку. Мы прослушали очень интересные лекции, необходимые для нашей работы. Хочу заверить, что все о чем мы узнали чему научились, будет использовано в нашей работе. Практическая часть стажировки позволила подгоовить электронные пособия, которым можно позавидовать. Проделана колоссальная работа. Спасибо всем организаторам!
Татаева Феодосия Николаевна, учитель юкагирского языка и литературы Андрюшкинской средней общеобразовательной школы Нижнеколымского улуса.
– педагоги эвенкийского языка Средней общеобразовательной школы им. Г.М. Василевича, с. Иенгра Нерюнгринского района.
«Стажировка прошла на высоком уровне. Мы получили очень много знаний. Повысили педагогическое и профессиональное мастерство, освоили часть инновационных технологий. Будем дальше работать и развиваться в этом направлении. Выражаем благодарность лекторам за полезные интересные лекции.
По итогам стажировки всем стажерам выданы сертификаты и удостоверения о повышении квалификации установленного образца, папки с дисками конспектов занятий, демонстрационным материалом.