Стресс сопровождает человека с момента его рождения. Это механизм защиты внутреннего мира ребенка. Любое изменение привычного для него уклада жизни может привести к стрессу. Безусловно, у детей разного возраста основные причины возникновения стресса также различны.
Стресс – это состояние напряжения всего организма, мобилизация его ресурсов (прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем) для приспособления к изменившейся ситуации.
Родители, а также другие взрослые родственники, могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом.
Как родителям помочь ребенку справиться со стрессом:
- Сохранять,поддерживать,культивировать благоприятную,спокойную,доброжелательную атмосферу в семье
В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.
- Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями.
Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком.
- Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций.
Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.
- Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах
Например, агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение.
Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам.
- С этой целью предложите завести тетрадь(дневник) где он(а) будет рассказывать о своих переживаниях.
Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
- Поощрять физическую активность ребенка.
Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы.
Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.
- Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд.
Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение.
Через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
- Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах)
Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.
- Поддерживать семейные традиции, ритуалы.
Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи.
Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
- Стараться поддерживать режим дня (сон, режим питания)
Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).
Техники самопомощи, чтобы успокоиться и перестать нервничать.
Простые и доступные инструменты: легкая физическая нагрузка, дыхательные техники, научат как успокоиться и перестать нервничать, чтобы сохранить работоспособность и позитивное отношение к жизни.
- Практика заземления
Техника заземления переносит фокус внимания с головы на ноги и за счет этого облегчает состояние, уносит тягостные мысли. Практикуйте перед ответственным мероприятием, это повысит уверенность в себе и уберет волнение.
Сядьте удобно, примите устойчивую позу: ноги на полу, а руки – на коленях или подлокотниках, облокотитесь на спинку. Почувствуйте вес тела, какие части тела тяжелее, а какие – легче. Попробуйте перенести внимание на ноги, почувствуйте тяжесть в ступнях – будто к ним привязаны гири. Представьте, что ноги – корни прекрасного здорового дерева, через которые поступает энергия земли. А голова – легкая. Насладитесь этой уверенной, спокойной позой. Энергия и тепло разливаются по телу. Представьте какого они цвета. Сделайте глубокий вдох через ноги и выдох. Если сложно испытать тяжесть в ногах, положите на них плед или, например, тяжелую книгу. Сделайте столько циклов дыхания, сколько понадобится, а когда будете готовы – завершите упражнение.
- Телесные техники
Выполняйте любимые физические упражнения – приседайте, прыгайте, танцуйте, бегайте. Тряска тела легко снимает напряжение.
Упражнение «Муравьи»
Упражнение помогает выйти наружу внутреннему ребенку, который живет в каждом, и которому так мало уделяется внимания. Представьте, будто под одежду заползли муравьи, и их нужно вытрясти легкими постукивающими движениями ладоней. «Пройдитесь» по телу, приятно и «плотно» прохлопывая. Упражнение закончите поглаживающими, успокаивающими движениями с благодарностью телу. Очень весело делать это упражнение вместе с детьми.
- Дыхательные практики
Самый простой вариант – концентрация на дыхании, понаблюдайте мысленным взором за тем, как воздух поступает через ноздри, теплый он или прохладный, как происходит выдох. В этот момент старайтесь не думать ни о чем другом, только наблюдайте.
Другой вариант – удлиненный выдох. Вдох – на 4 счета, выдох – на 8. Более длительный выдох помогает отвлечься. Попробуйте также дышать по квадрату – делая вдохи и выдохи, задержки между ними по 4 счета.
- Техника «Остановка мысли»
Когда мысли не получается остановить, важно попытаться переключить фокус внимания на внешний мир. Мысленно перечислите все, что видите вокруг: диван, стул, компьютер, шкаф, книги… Продолжите перечислением звуков: я слышу шум работающего компьютера, гул машин, голоса коллег, пение птиц… Завершите «озвучиванием» ощущений: приятное дуновение ветерка, тело расслаблено, мне комфортно… В моменты такого сканирования внешнего мира, вы не участвуете во внутренних терзаниях.
Всем мира, добра, спокойствия и терпения!