В Якутском педагогическом колледже возобновлены практики в формате дистанционного обучения

В целях обеспечения полного выполнения учебного плана, в связи со сложившейся ситуацией по распространению коронавируса в республике и г. Якутске, педагогический коллектив дошкольного отделения Якутского педагогического колледжа им. С. Ф. Гоголева принял решение по адаптированию программы педагогической практики и ее организации в формате дистанционного образования.
Так для студентов 2 и 3-х курсов по специальности “Дошкольное образование”возобновлены учебные практики по профессиональным модулям ПМ01, ПМ02, ПМ03 («Практика наблюдений»).
Учебные практики организуются преподавателями профессиональных модулей согласно учебному графику и содержанию междисциплинарных курсов в формате дистанционного обучения. При этом студенты наблюдают и анализируют организацию педагогического процесса в дошкольном учреждении через ссылки на Интернет-ресурсы, отобранные и представленные преподавателями в платформе Google Сlassroom согласно схемам анализа, представленным в дневниках учебной практики. При этом обратная связь – анализ просмотренного материала студентами осуществляется через мобильную связь, а также доступные Интернет-ресурсы (электронные почты, Whatsapp, Google classroom).
С 13 апреля дан старт производственным практикам по ПМ05, ПМ06 для выпускных курсов, на очереди – преддипломная практика. Программа организации производственных практик выпускных курсов включает в себя онлайн-опросы педагогов и родителей воспитанников детских садов, разработку технологических карт, организацию онлайн мастер-классов для детей дошкольного возраста, работы с документацией (анализ и составление планов работы, самоанализ организованных мастер-классов) и представление их в социальной сети Istagram по определенным хэштегам (инстаграм-альбомы).

Пронина Т. П., старший воспитатель базового детского сада № 90 «Ласточка» г. Якутска: «Дистанционный формат, в котором мы проводим производственную практику, в период введения режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказался для всех нас первым опытом, но очень полезным и познавательным. Преподавателями колледжа грамотно была скорректирована разработанная программа по модулю и организована работа с помощью разных интернет-ресурсов. Несмотря на возникавшие в самом начале проблемы, мы быстро во всем разобрались и наладили эффективную работу.
Хотелось бы отметить и отрицательные стороны: Работа в таком формате занимает очень много времени, а также студенты лишены непосредственного практического общения с воспитанниками и родителями, возможностью приобретения непосредственного практического опыта работы.
Тем не менее, это не отразилось на качестве выполнения заданий по практике, разработанные студентами онлайн мероприятия нами размещены на Istagram-страничке детского сада. Хочется отметить четкую информационную организацию работы и помощь руководства дошкольного отделения с методистами производственной практики в ДОУ: ни одного моего вопроса не оставили без квалифицированного решения».
Пестерева Валентина, студентка 4 курса, группы ДО16В: «На прошлой неделе мы завершили практику по ПМ 05 «Методическое обеспечение образовательного процесса». Эта была не простая практика, в связи со сложившейся ситуацией – дистанционная и наш первый опыт в проведении образовательной деятельности в формате дистанционных мастер-классов через Интернет. В начале, конечно, было много вопросов по организации, но благодаря нашим методистам, руководителям выпускной квалификационной работы, тьюторам, которые всегда были на связи, и мобильно отвечали на все возникающие вопросы, практика прошла успешно.
Я думаю, что цель практики была достигнута, задачи реализованы. Но мне очень не хватало живого общения с детьми, их эмоций и живой радости от полученных результатов.
Мы быстро адаптировались к изменившимся условиям, стали более мобильными, проявили оригинальность, креативность.
Проблемы были, лишь, с технической стороны: монтаж видео и выкладывание его в Инстраграм в указанные сроки».
Евграфова М. Г., преподаватель-методист практики: «Практика наших студентов в дистанционном формате прошла с 13 апреля по 17 апреля на базе детского сада N 16 “Золотинка” г. Якутска.. Студенты полностью выполнили адаптированную программу практики, с учётом темы своей дипломной работы. Очень интересно провели свои дистанционные мастер-классы для детей по обучению стрейчингу и организации музыкальных игр студентки группы ДО17Б – Гоголева Наташа и Иннокентьева Анна.
Вся документация по практике собрана в электронном виде, проверена и уже выставлены оценки.
Из минусов такой формы ведения практики, хотела бы отметить: во-первых, отсутствие у некоторых интернета (так как многие находятся в разных районах республики), во-вторых, отсутствие живого общения, а значит и обратной связи с детьми этого возраста. Но так как эта практика по методическому обеспечению образовательного процесса, думаю, что цель и задачи практики полностью реализованы».
Перед организацией практики, руководством дошкольного отделения был запущен пилотный проект по организации мастер-классов через Интернет-ресурсы, который показал свою состоятельность в условиях дистанционного дошкольного образования и возможность оценки освоения профессиональных и общих компетенций студентов. Сегодня, по хэштегу #пдпдояпкпвд в Instagram, можно увидеть более 40 мастер-классов студентов выпускных курсов дошкольного отделения.
В планах, в процессе организации преддипломной практики, обеспечение выхода студентов с мастер-классами в родительские Whatsapp-группы (или Istagram страницы) базовых садов для обеспечения обратной связи в форме отзывов от родителей, расширение формата общения через организацию онлайн-конференций (Zoom) и «Прямого эфира» (Инстаграм).
Безусловно, есть и проблемы в организации практики в условиях дистанционного образования. Главная проблема – недостаточная обеспеченность интернетом: его низкая мощность, а то и отсутствие в некоторых населенных пунктах республики, в которых студенты находятся в режиме самоизоляции, недостаточная обеспеченность педагогов оборудованием, Интернет-трафиком для работы онлайн. Также немаловажную роль здесь играет необходимость соблюдения правил гигиены зрения по отношению и к студентам, и к преподавателям.
Условия, в которых сегодня реализуется учебный процесс можно отнести к «внештатным». Но благодаря влюбленному в свою работу, слаженному, творческому и компетентному коллективу дошкольного отделения ЯПК и поддержке администрации колледжа мы надеемся успешно завершить этот непростой учебный год.

Заведующая практикой дошкольного отделения ЯПК: Данилова К. Е.